17.04.2014

Культура дарения корпоративных подарков в Китае

Автор: Ольга Смирнова
В таких странах, как Китай, силён коллективистский дух, так что когда люди принимают подарки, в том числе корпоративные, они, как правило, ведут себя сдержанно и скромно. Чтобы не показаться жадным, подарок не принято брать сразу же, сначала нужно отказаться три раза. Каждый раз, когда человек отказывается от подарка, вам нужно любезно предложить его ещё раз. А когда его наконец примут, вам нужно сказать человеку, как вы счастливы, что он согласился.
Подарок принято предлагать обеими руками, и он должен быть красиво упакован, хотя в вашем присутствии его открывать не станут. Скорее всего, корпоративный подарок отложат в сторону и откроют позже. Таким образом исключается любая возможность того, что лицо получателя подарка может выразить какую-то разочарованность или недовольство подарком.
Если вам дарят корпоративный подарок, следуйте такой же процедуре: сначала отказывайтесь три раза, а затем примите подарок обеими руками. Не открывайте его в присутствии дарителя.
В официальных структурах в Китае подарки рассматриваются как взятка, а это нелегально. И хотя сейчас происходит некоторое изменение в этой сфере, иногда от вашего корпоративного подарка будут категорически отказываться. Если вы вдруг оказались в такой ситуации, просто скажите адресату, что вы всё понимаете, и перестаньте настаивать. Лучше дождаться окончания переговоров и презентовать подарок в конце сделки: так шанс того, что ваш подарок примут за взятку, значительно снизится.
Если вы сомневаетесь, дарить или не дарить, то скажите, что этот презент преподносится от лица компании, а не от вас лично. Всегда очень важно уважать самого старшего коллегу, так что ему-то вы, по сути, и будете дарить подарок, упомянув при этом, что вы дарите его от лица вашей компании. В этом случае подарок будет восприниматься по-другому, и с его принятием не возникнет проблем. Если вы хотите подарить несколько презентов, то никогда не дарите одинаковые подарки людям разных социальных статусов и должностей. Чем старше и выше по карьерной лестнице человек, тем дороже должен быть подарок.
В Китае не принято выделять одного человека, которому дарится подарок, особенно на глазах у всего коллектива. Если у вас сложились хорошие отношения с каким-то конкретным человеком, и вы хотите преподнести презент именно ему, то организуйте встречу наедине где-нибудь в ресторане. В сам момент дарения не забудьте подчеркнуть, что этот презент – выражение вашего дружеского отношения, и к бизнесу никоим образом не относится.
Подарок должен быть соизмерим с размером заключаемых сделок. Это правило применимо как к индивидуальным, так и к корпоративным подаркам. Иногда дорогой подарок соответствует обстоятельствам, однако слишком вычурный или экстравагантный может вызвать смущение, так как получатель не сможет ответить соответствующим образом.
В китайской культуре большое значение имеет символизм; числам и цветам уделяется большое внимание. К примеру, на китайский Новый год принято дарить деньги в красном конверте; числа на банкнотах должны быть чётными.
Красный – это цвет удачи, розовый и желтые символизируют счастье, а самая счастливая цифра – это 8. Черный, белый и голубой, цифра 4 или любые четверки ассоциируются со смертью и похоронами (это, конечно, последнее, чего вы хотите добиться своим корпоративным подарком). Также к этой категории «несчастливых» предметов относятся часы, носовые платки и, как ни странно, соломенные сандалии.
Острые предметы вроде ножей и ножниц символизируют «усложняющуюся дружбу или отношения», включая деловые отношения. Так что стоит обращать особое внимание на символы и приметы, если вы имеете дело с китайскими партнёрами. К примеру, хорошая перьевая ручка считается хорошим подарком, однако красные чернила автоматически переносят её в разряд несчастливых.
Если вы только начинаете свои бизнес-отношения, за выбором корпоративных подарков лучше всего обратиться в местный магазин, где вам помогут советом и дадут ценные рекомендации. В крайнем случае, если вы уже привезли подарки с собой, лучше запаковать их в самом Китае, чтобы избежать неудачного выбора цветов или вида бумаги для упаковки.

Возврат к списку